Проект "Состав населения родного села"

Разделы: География


Данный проект идеально подходит для учащихся малокомплектной сельской школы.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность: 1,5–2 месяца (проект является долгосрочным).

Место проекта в программе: тема: «Население России» или «Население Саратовской области», 8-й класс.

Цель проекта: изучение состава населения родного села.

Задачи проекта:

  • определить план работы;
  • определить критерии оценки результатов;
  • определить источники информации;
  • собрать данные для изучения состава населения и обработать их;
  • представить результаты своего исследования в форме презентации;
  • подготовить выступление для защиты проекта.

Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

I. Теоретический:

1) Теоретическое изучение проблемы «Демографическая ситуация в России» на уроках.

2) Подготовка рефератов:

  • «История заселения территории России»,
  • «Демографическая ситуация в России»,
  • «Демографическая политика»,
  • «Народы Поволжья» и т.д.

II. Сбор информации:

  • Численность населения села;
  • Половозрастной состав населения;
  • Информация о самом пожилом и о самом молодом жителях села;
  • Национальный состав;
  • Трудовые ресурсы и занятость.

Методы работы на данном этапе:

  • Коммуникативный;
  • Работа с документами.

III. Обработка информации:

Интегрированный урок географии и информатики: «Обработка статистических данных с помощью программы Excel».

На этом уроке ребята строят диаграммы: «Национальный состав», «Половозрастная пирамида», «Динамика рождаемости и смертности».

IV. Представление результатов:

  • Создание презентации (Приложение);
  • Защита проекта;
  • Оценка выступлений и презентаций.

Критерии оценки:

  • Верно ли определены цели и задачи работы? (0–1)
  • Наличие гипотезы (0–1)
  • Выводы работы соответствуют поставленным целям (0–1)
  • Оригинальность, неповторимость проекта (0–1)
  • Интересная форма представления, но в рамках делового стиля(0–1)
  • Логичность, последовательность слайдов (0–1)
  • Отсутствие грамматических ошибок, стиль речи (0–1)
  • Качество диаграмм, их уместность (0–1)
  • Докладчик изъясняется ясно, чётко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе (0–1)
  • Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы (0–1)

Максимальная сумма баллов – 10.

Оценивают выступление и презентацию все участники проекта и учитель. Итоговая оценка является средним арифметическим всех оценок. По итогам выявляется победитель. Его можно поощрить дополнительной пятёркой или грамотой администрации школы.

Значение проекта:

  • Учащиеся на практике знакомятся с особенностями профессий, связанных со сбором и обработкой информации;
  •  Развивает навыки работы с документами;
  • Даёт возможность учащимся искать интересующий материал, выбирать самое главное, анализировать, делать выводы;
  • Развивает коммуникативные и презентационные умения, что очень важно в настоящее время;
  • Показывает практическую значимость теоретического материала, изучаемого на уроках;
  • Развивает и укрепляет у ребят чувство гордости и любви к своей родине;
  • Даёт возможность каждому подростку почувствовать себя достойным членом общества;
  • В ходе проекта каждый учащийся добивается определённого результата, что способствует его самоутверждению как личности.

Список источников информации:

  1. Грушина Т.П. Проект на тему «Наш экологически чистый административный округ» // «География в школе». – №5, 2008.
  2. Гирлина Н.П. «Использование метода проектов на уроках географии». – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».